Стимуляция массовых страхов у населения через телевидение

Автор: Ханнанова Эльвина Илдаровна

Проблема страхов и тревог волновала умы человечества с древних времен.  Философы, теологи, мыслители разных эпох пытались определить природу страха. На рубеже XIX-XX в.в. психоанализ теоретически оформил социально-психологические аспекты страха и тревоги. В современном научном мире проблемы связанные с последствиями страхов обсуждаются психологами, социологами, культурологами и представителями других гуманитарных наук.

Основной причиной страха человека является угроза его безопасности, как духовной сферы его жизнедеятельности, так и материальной стороны, в том числе и угроза жизни. Накопление большого количества страхов вызывают трансгрессию тревоги, когда эти страхи «уже не могут быть идентифицированы и перерастают в новую тревогу, пронизывающую каждый момент бытия»[1].
В таком состоянии человек не способен разумно мыслить. Возрастает вероятность, что появятся причины и поводы, которые побудят его к конкретным асоциальным поступкам (проституция, воровство, убийство, терроризм). Примеров массового характера таких поведений, зафиксированных в истории человечества, достаточно. Из самых известных – от жизни мифических городов Содомы и Гоморра до массовой истерии, связанной с предполагаемым апокалипсисом в 2012 году.

Социальные болезни охватывают широкий масштаб территории при благоприятных для них социально-экономических и политических условиях. Но основные причины кроятся в человеческой психологии. Российской психолог А. И. Юрьев выделяет несколько оснований: «Массовые социальные эпидемии развиваются как психологическое явление: как следствие страха индивида, одиночества личности, скуки индивидуальности  и апатии субъекта»[2]. Стремясь спастись от этих состояний, человек склонен к внушению и присоединяется к группе алгоколиков или наркоманов, входит в состав деструктивных сект, вербуется в криминальные или террористические организации. Но страх перед переменами, мнимыми и реальными угрозами безопасности блокирует способность жить здоровой жизнью. Информацию о таких угрозах человек получает от основных источников массовых информаций, кинопродукции, сети интернет, от окружающих его людей.

2255781557_d7148597a7_b

С появлением кинотеатров и фильмов с сценами, которые внушали страх, общество задалось вопросом: влияет ли кино на поведение людей? Некоторые ученые связывают первые эксперименты с именем американского священника У. Шорта, который в 1928 году получил грант от Фонда содействия экспериментальной и теоретической науке им. Т. Пейна. «Эта сумма позволила сформировать авторитетную исследовательскую группу (19 психологов, педагогов, социологов) и изучать воздействие кино на молодежь (1929-1933). Имеются свидетельства, что с тех пор в США проведено от трех до четырех тысяч подобных исследований. Уделили внимание этой проблеме и в Австралии, Новой Зеландии, Японии, Северной и Западной Европе»[3]. С тех пор было выявлено две основные позиции к страхам, которые вызывают СМИ: сторонники, выделяющие положительные последствия такой информации, а также противники, акцентирующие внимание на негативных аспектах ее воздействия. Несколько типов последствий восприятия насилия на экране. Некоторые из них: катарсис (отождествление себя с героем сюжета, сброс стресса и профилактика деструктивного поведения), формирование готовности к агрессивным действиям, научение посредством наблюдения, закрепление установок, поддержание страхов в человеческой картине мира. Все, кроме первого несут негативные последствия.

В учебниках для журналистов указывается, что текст должен «цеплять» зрителя, вызывать у него эмоции. Так российский журналист Константин Гаврилов в книге «Как делать сюжет для новостей» учит начинающих корреспондентов: «Безусловно, новости приносят в дом кое-что полезное. Например, прогноз погоды. Но львиная доля эфирного времени отводится на то, чтобы аккуратно пугать, щекотать нервы, пробуждать ненависть и возмущение, настраивать против «плохих» парней и склонять на сторону «хороших», вообще развлекать зрителя всеми возможными средствами. То есть выжимать из него эмоции. Иначе обывателю будет скучно, и он выключит телевизор»[4].

Таким образом, существует проблема, связанная с осознанием журналистов ответственности за текст, который они воспроизводят по телевидению, радио и в газетах. Соответственно телезритель, радиослушатель, читатель, ориентируясь на внутренние чувства и эмоции, формирует собственное отношение к действительности и собственное поведение. Встает вопрос о моральных и этических составляющих деятельности журналистов.

 

Литература

  1. Баринов Д.Н. Антропологические основания тревоги // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №5. (61)
  2. Бехтерев В.Н. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб: Издание К.Л. Риккера, 1908
  3. Заворуева Анастасия Сергеевна. Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты : диссертация … кандидата философских наук : 09.00.11 / Заворуева Анастасия Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2007.- 179 с.
  4. Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом– СПб.: Амфора. ТИД. Амфора, 2007. 299 с.
  5. Тарасов К.А. Воздействие насилия в фильмах: катарсис или мимесис? // Российская наука: «Природой здесь нам суждено…» Сборник научно-популярных статей / Под. ред. акад. В.П. Скулачева. – М.: Изд-во «Октопус», 2003
  6. Юрьев А.И. Новый терроризм и глобализация, как его источник: интеллектуально-дипломатические методы его прекращения. // По материалам круглого стола Идеологические основы терроризма в России. История и современность в выборе средств противодействия терроризму. 2012.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *